Выборы в совет депутатов МО Город Всеволожск
Долгий путь к административному единству
Заседание Совета депутатов, 15.04.2014
Фото: МТФ

Долгий путь к административному единству

Объединение всеволожских городской и районной администраций, которое казалось уже делом решенным, замедлилось из-за саботажа городских депутатов На последнем заседании всеволожского городского Совета депутатов, состоявшемся 15 апреля, вновь главным вопросом стало объединение городской и районной администраций. Речь об этом идет уже давно, и сегодня Всеволожск – один из последних в области бастионов сопротивления административному слиянию. Региональное правительство последовательно проводило политику объединения администраций районов и райцентров, и в настоящее время такая схема уже реализована в 14 из 16 районов Ленобласти.

До последнего времени объединительный процесс во Всеволожске тормозился непростыми взаимоотношениями, которые существовали между главой всеволожской районной администрации Александром Соболенко и мэром Всеволожска Сергеем Гармашем. Однако после отставки Соболенко это препятствие исчезло. Что же касается главы городской исполнительной власти,  Гармаша, то он объявил, что принципиальная договоренность об административном объединении достигнута. А теперь надо эту идею «довести до депутатов».
 
КУРС – НЕ ЦЕНТРАЛИЗАЦИЮ!
 
В настоящий момент уже вполне очевидно, что Правительство Ленобласти, возглавляемое А. Дрозденко, четко сориентировано на централизацию и передачу властных полномочий снизу вверх, от муниципалитетов – региональным властям. Весьма показательно, например, что 11 марта этого года А. Дрозденко объявил о том, что начинается подготовка нового законопроекта, смысл которого: передать решение вопросов, связанных с ремонтом и расселением ветхого и аварийного жилья на уровень области. Стремление создать единую администрацию во Всеволожске тоже вполне соответствует наметившемуся курсу на усиление региональной власти и ослабление власти муниципальной. Предполагается, что советов депутатов (представительная власть) останется по-прежнему два: городской и районный. А вот администрация (исполнительная власть) будет одна на всех. Естественно, что возможностей влияния каждого из советов на новую единую администрацию будет меньше, чем было раньше, до объединения. Причем больше рычагов остается все-таки у районных депутатов, ибо именно они будут избирать главу администрации. Но вот первого заместителя для этого главы будут выбирать депутаты городские. Это, конечно, лучше, чем ничего, но это явно меньше, чем городской совет имеет сейчас.
 
Причины этих шагов, которые официально озвучиваются А. Дрозденко и его подчиненными, достаточно весомы. Действительно, чем больше реальных властных рычагов находится в руках  областного руководства, тем легче навести порядок. Как говорится, появляется «хозяин». И с этим не поспоришь.
 
Но, с другой стороны, появление одного «хозяина» означает ослабление местной власти и местной демократии, ведет к снижению реального влияния людей на принятие решений. И это может стать проблемой, и немаленькой. 
 
При этом особо следует отметить, что винить самого А. Дрозденко в неких «централизаторских» стремлениях едва ли стоит. В настоящий момент он просто следует той политике, которая проводится уже федеральными властями. Как известно, в настоящий момент на рассмотрении в Государственной Думе находится законопроект, который предполагает кардинальную реформу системы местного самоуправления и, в частности, отмену прямых выборов мэров. Скорее всего, в самом ближайшем времени проект станет законом. И было бы странно, если б в Ленобласти процесс шел как-то иначе, чем он идет в Российской Федерации в целом.
 
ОБЪЕДИНЕНИЕ: ЗА И ПРОТИВ
 
Преимущества, которые должно дать объединение городской и районной всеволожских администраций, были изложены первым заместителем председателя комитета по местному самоуправлению Ленинградской области Иваном Макаровым на заседании всеволожского городского совета депутатов 25 марта. Во-первых, предполагается, что планируемое административное слияние позволит оптимизировать работу местной власти, избежать дублирования функций и т.п. Во-вторых, по опыту других муниципальных образований, можно ожидать экономии фондов оплаты труда (сотрудников администрации) до 20%. Применительно к всеволожской городской администрации, 20% – это чуть более 11,5 млн. руб. в год. Кроме зарплат, можно будет сэкономить на транспорте, на содержании помещений, и т.п. Какова  будет конечная цифра – не вполне ясно. Газета «Всеволожский телеграф», со ссылкой на свои источники, обещает экономию до 50 млн. руб. в год. То есть чуть менее 10% всего прошлогоднего городского бюджета; цифра, естественно, очень значительная.
 
Как это уже стало обычным во всеволожском городском совете депутатов, сразу же произошло деление на две фракции, каждая из которых заняла диаметрально противоположную позицию в отношении рассматриваемого вопроса. Одна сторона в общем и целом согласилась с аргументами, представленными И. Макаровым. Вторая же выступила резко против.
 
Оппозицию объединению возглавил депутат Законодательного Совета Ленинградской области Дмитрий Силаев, который уже давно является неофициальным спикером главы всеволожской городской администрации Сергея Гармаша и «лучшего друга» (покровителя?) последнего, Рубика Сукиасяна. На заседания 25 марта Д. Силаев взял слово и в очередной раз изложил свою бескомпромиссную позицию.
 
Во-первых, Д. Силаев заявил, что он является сторонником жесткой руки. Образцом для него являются Москва и Санкт-Петербург, где глава региона (в данном случае, федерального города) может «своим волевым решением снимать глав администрации». Эта схема Д. Силаеву «импонирует» (что, в общем, неудивительно, учитывая его стаж работы на аппаратных должностях в КПСС – структуре, которая всегда тяготела к разным «волевым» вариантам). Но, поскольку в Ленобласти это все равно сделать невозможно, то он предлагает городскую администрацию сохранить. Кроме того, Д. Силаев объявил:
 
- Мною будет создана инициативная группа, выступающая против объединения!
 
В качестве компромиссного варианта он предложил следующее: создать должность единого главы администрации города и администрации района, сохранив при этом аппарат и той, и другой.
 
В сухом остатке аргументы противников объединения следующие: во-первых, единая администрация станет менее доступной для граждан, чем нынешние районные и городские власти. Во-вторых, реформы и преобразования приведут к сбоям в работе, которые нивелируют выигрыш от экономии средств. В-третьих, нынешняя городская администрация работает очень хорошо и эффективно, в отличие от районной. Слияние их приведет к существенному снижению качества управления.
 
Никаких конкретных цифр и расчетов противники объединения не привели.
 
ПРОЦЕСС ЗАМЕДЛЯЕТСЯ…
 
15 апреля состоялось второе заседание всеволожского городского совета депутатов, на котором рассматривался вопрос о слиянии администраций. На протяжении месяца избранная советом комиссия, куда вошли депутаты, представители городской исполнительной власти, а также и власти региональной, разрабатывала проект поправок, которые необходимо внести в связи с предстоящим объединением в устав города. В правительстве области, судя по словам И. Макарова, проделанной работой были довольны.
 
Как и в прошлый раз, состоялось весьма длительное и эмоциональное обсуждение предстоящего административного объединения. Однако аргументы, представленные как сторонниками, так и противниками оного, принципиально не изменились. Одни говорили об оптимизации работы и экономии средств, другие (во главе с Д. Силаевым) вновь хвалили высококлассную работу городской администрации, пугали хаосом и ссылались на Путина, который вроде бы призывает давать муниципалитетам больше власти. Прозвучало предложение: вынести данный вопрос на местный референдум. Однако эта идея не встретила массовой поддержки. А И. Макаров прямо заявил, что подобные занятия прямой демократией – вещь дорогостоящая, и после всех трат, потеряв несколько месяцев, вопрос все равно вернется на обсуждение в Совет депутатов. Потому, мол, не стоит с этим и связываться.
 
Следующим шагом должно было стать вынесение проекта поправок в устав города на общественные слушания, без проведения которых изменить устав и, соответственно, принять решение о создании единой администрации невозможно. Однако необходимого количества голосов для принятия решения о проведении общественных слушаний набрать не удалось, и вопрос был благополучно перенесен на следующее заседание.
 
Вот список тех, кто принимал участие в голосовании. «За»: глава совета депутатов города и района Татьяна Зебоде, Дина Коробкова, Александр Матвеев, Виктор Рожнов, Ирина Бритвина, Станислав Богдевич, Андрей Потапов, Владимир Богдашов, Евгения Дмитриева. «Против»: Валерий Ожигин, Лариса Логвинова, Владимир Лесик, Сергей Иванов, Василий Тегза. На заседание Совета депутатов не явились следующие депутаты: Шастина Любовь, Владимирова Людмила, Сластен Валерий, Сукиасян Рубик, Бойчик Любовь, Кудрявцева Лидия.
 
Примечательно, что на этом заседании совета отсутствовали все депутаты, которых считают сторонниками Силаева – Гармаша – Сукиасяна. Этот факт тем более примечателен, что, как правило, они не пропускают ни одного важного заседания. Однако в этот раз, по странному стечению обстоятельств, у всех нашлись какие-то неотложные дела, проблемы, болезни т.п. (Пожалуй, единственное исключение в данной группе – это депутат Владимирова, которая отсутствует на заседаниях совета систематически, чем невольно подтверждает слухи о том, что переизбираться она не собирается, и к депутатской работе охладела совершенно.) Подобные действия трудно характеризовать иначе, как саботаж всех тех решений об административном объединении, предварительная договоренность о которых  с Правительством области уже была достигнута.
 
Нельзя также не отметить и того факта, что региональный власти не слишком активно проталкивали свою позицию во всеоловжском городском совете. Показательно, что накануне заседания все ожидали визита губернатора, который вроде бы собирался лично убеждать депутатов в необходимости объединения. Однако А. Дрозденко не приехал, прислав вместо себя И. Макарова – чиновника значительного, но далеко не самого высокого ранга, быть может, хорошего специалиста, но не самого убедительного оратора. Очевидно, губернатор понадеялся на свой губернаторский авторитет, и губернаторского авторитета в итоге не хватило. Видимо, дальше убеждать строптивых сторонников Силаева и Гармаша будут более суровыми способами – например, открытием на них уголовных дел (есть мнение, что за годы своего пребывания у власти необходимый для Следственного комитета материал они наработали).
 
Пока же объединительный процесс затягивается, как минимум, еще на один месяц (до следующего депутатского собрания). Завершить его до лета, как изначально планировал А. Дрозденко, не удастся.

 

Юрий КУЗНЕЦОВ
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите или зарегистрируйтесь.

Еще по теме:

09.05.2014
На встрече с депутатами городского совета Всеволожска губернатор Ленобласти попытался убедить их в острой необходимости реформы местного самоуправления
05.07.2014
Александр Дрозденко разобрался, кому невыгодно объединение городской и районной администрации
17.05.2014
Глава Ленобласти рассказал, как бороться с проблемами города
10.05.2014
Губернатор раскритиковал своих предшественников и посетовал на бюрократические препоны на местном уровне в выделении земельных участков под строительство детских садов